Обновление или новая игра?
Игру Stalker: Чистое Небо (Clear Sky) можно, скорее, назвать Stalker v1.5. Впрочем, вы необязательно должны быть знакомы с предшествующей игрой Shadow of Chernobyl, чтобы насладиться новой. Хотя опыт первой версии Stalker, конечно, не помешает. Игра вдохновлена знаменитым произведением братьев Стругацких и фильмом. Главный персонаж, естественно, сталкер, который пробивается сквозь заражённые области около Чернобыля. Основная цель проста: сражайся, исследуй окружающий мир, выполняй множество заданий, затем снова сражайся...
Зона отчуждения полна бандитов, других сталкеров и мутантов, хотя настоящая опасность порождается радиацией и различными аномалиями. Всё это характеризует территорию, которую нелегальные жители называют "Зоной". Если вы не попадёте в смертельную аномалию, не заразитесь радиацией или вас не порвёт стая мутировавших бродячих собак, будьте готовы к тому, что военные будут охотиться на вас без всякого сожаления. Официально нахождение в Зоне запрещено для всех.
В "Чистом Небе" действие происходит до временного промежутка Shadow of Chernobyl, и известные области первой версии игры ещё сильнее расширены. Игра начинается в новой большой заболоченной местности, поэтому тем, кто прошёл первую игру, скучно тоже не будет. Конечно, вы получите известные (но немного изменённые) локации, а также и много новых территорий.
Уровень сложности в начале игры очень лёгкий, но как только вы построите свою первую военную базу, он сразу же станет намного тяжелее. Даже если вы будете играть на самом лёгком уровне сложности, вас "вынесут" довольно быстро. Простые солдаты из первой игры теперь стали опытными бойцами, да и стреляют они очень хорошо. Кроме того, аномалии и радиация стали ещё более смертельными - один неверный шаг, и игра закончена.
Приятным добавлением в "Чистом Небе" стала функция ремонта снаряжения и система апгрейда брони и оружия. Конечно, "прокачка" персонажа - важный момент многих ролевых игр. Всегда приятно, когда герой оттачивает свои умения по мере накопления опыта. Но здесь "прокачка" пока возможна только для оружия и экипировки. Чем они лучше, тем выше ваш шанс выжить в Зоне.
Игра не позиционируется на детей, поэтому цензуры в ней нет. Игра хорошо работает на системе с процессором Core 2 Duo и видеокартой GeForce 8800 GTS на разрешении 1920x1200 пикселей, если вы выключите сглаживание и эффекты освещения DX10. Для максимального графического качества на высоких разрешениях потребуется видеокарта Radeon HD 4870 или GeForce GTX 280. В данной статье мы рассмотрим, насколько хорошо игра идёт на видеокартах HD 3870, HD 4850, HD 4870, GeForce 8800 GTS 512, 9600 GT, 9800 GTX, GTX 260 и GTX 280. Если вы хотите выжать максимум из этой игры, то вы найдёте подробное описание оптимальных графических настроек с картинками и таблицами.
День и ночь
В Far Cry 2 усиливается погружение игру сменой дня и ночи, но в оригинальной Stalker такое уже было. Днём заражённые области и некоторые аномалии увидеть легче, как и бандитов, солдат и диких тварей, бегающих по пустоши. Ночью враги человеческого рода сидят вокруг костров или охраняют лагеря с фонариками, а мутанты охотятся стаями, и если вам не повезёт, то вы легко попадёте к ним на десерт.
Ночью фонарики эффективны только на короткие расстояния, но можно купить прибор ночного видения в качестве апгрейда для брони. Во многих случаях придётся бродить по мини-карте вслепую, поскольку высокие растения и кусты мешают обзору. Но поскольку мини-карта вращается вместе с персонажем, следовать по определённому пути можно и без фонарика.
![]() |
День: солнечный свет даёт оптимальный обзор, приятные эффекты освещения и тени. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Сумерки: мини-карта позволяет видеть заболоченные области, дороги, мосты и врагов. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Ночь: без фонарика или прибора ночного видения можно видеть только некоторые аномалии и огни костров. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Погода: ночью бывают грозы с молниями; тучи закрывают луну. Нажмите на картинку для увеличения.
Свет и тени
Из-за мощных эффектов освещения, деревья, трубы и конструкции отбрасывают большое количество теней, что позволяет солнечному свету выглядеть ещё более реалистичным. Разрушенные строения и руины освещаются солнечными лучами, которые проходят через сломанные окна, отверстия в крыше или трещины в стенах.
![]() |
Наступление вечера ощущается очень наглядно, поскольку освещение становится красноватым. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Днём полуразрушенные строения наводнены светом. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Деревья, ветки, листья и трава отбрасывают длинные тени в лучах заходящего солнца. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Склад приятно подсвечен солнечным светом и лампами. Нажмите на картинку для увеличения.
Детали и люди
Хотя Зона была полностью разрушена, на ней можно найти немало интересного. Дизайнеры графики реализовали немало деталей, которые позволяют лучше различать скучные однообразные руины и интересные места.
![]() |
Компьютеры и странные машины в лаборатории. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Комната обыскивается с помощью фонарика. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
А вот и комната отдыха с настольной игрой и местом для курения. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
В старой церкви кто-то живёт. Можно забраться на крышу с помощью лестницы. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
По внешнему виду персонажей можно определить броню и оружие. Нажмите на картинку для увеличения.
Снаряжение и инвентарь
Сталкер носит все свои вещи с собой, однако вес инвентаря ограничен 50 кг - несколько килограмм сверху, и выносливость, так необходимая для бега и прыжков, будет снижена. А если перевес будет серьёзный, то вы вообще не сможете двигаться. Если вы хотите носить с собой больше 50 кг, то можно апгрейдить броню с помощь системы распределения веса.
Базовый набор снаряжения состоит из фонарика, ножа, бинокля, детекторов и стальных болтов для определения аномалий. Есть две кобуры, в которых можно носить пистолет и дробовик; а магазины и пули можно хранить в инвентаре. Гранаты остаются в инвентаре, но их можно выбирать как любое другое оружие и кидать поштучно.
Можно выбирать основное оружие с помощью клавиш от "1" до "5". Если вы нажмёте ту же клавишу второй раз, Сталкер освободит руки, спрятав оружие. Так следует поступать во время разговора с дружественными персонажами, поскольку они очень сильно нервничают, если вы будете говорить с ними, держа в руке "ствол". Детектор аномалий занимает одну руку; в другой можно носить нож или пистолет. Следует отметить, что фонариком можно пользоваться, даже если вы взяли в руки двуручное оружие.
![]() |
Оружие позволяет стрелять быстро и точно. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Бинокль помогает в поиске врагов. Нажмите на картинку для увеличения.
Детектор, пистолет, дробовик и броня - все эти элементы входят в комплект снаряжения. У брони есть круглые слоты модернизации, в которые можно устанавливать артефакты, улучшающие свойства брони против аномальных эффектов. Под снаряжением располагаются полосы-индикаторы, показывающие выносливость (светло-голубая), жизнь (красная) и состояние брони (тёмно-синяя). Круглые датчики ниже показывают повреждение огнём, кислотой, радиацией и телепатией. Уровень защиты от этих воздействий показан в цифровом виде рядом. Справа находится инвентарь. Над ним - сумма вашей наличности в рублях, а под ним - вес переносимых вещей.
![]() |
Инвентарь автоматически сортируется; пистолет и дробовик входят в базовый комплект снаряжения. Нажмите на картинку для увеличения.
Если вы ранены, то вернуть здоровье поможет аптечка. Если рана кровоточит, то сначала нужно использовать бинт, а уже потом аптечку. Еда улучшает жизнь, а энергетические напитки - выносливость. Если вы попадёте в область с радиацией, то придётся освобождаться от её воздействия с помощью укола специального средства или банальной водки (выпив которую, вы некоторое время будете ходить "по стенке").
![]() |
Можно забирать вещи и оружие из ящиков или снимать с трупов. Нажмите на картинку для увеличения.
Начало игры в Stalker
На следующих скриншотах показано начало игры и первое задание. Если вы не хотите узнать о сюжете и предпочитаете открывать его самостоятельно, то перейдите на следующую страницу. В последующих этапах игры вы сможете более свободно перемещаться по Зоне. Вы сможете получать задания от лидеров группировок; многочисленные экстренные вызовы позволят Сталкеру участвовать в стычках, где придётся нападать или защищаться. Если есть свободное время, то можно побродить по карте, а основная сюжетная линия будет постепенно открывать новые локации.
![]() |
Как показывает видеоролик заставки, наш персонаж возглавляет экспедицию. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Сталкер пробуждается после нервного потрясения. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Неизвестный человек представляется как лидер "Чистого Неба". Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
После небольшой прогулки Сталкер оказывается в баре. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Бармен даёт дальнейшие указания. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Во время разговора можно выбирать, о чём говорить. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Лидер "Чистого Неба" связывается с вами по радио. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Сталкер чувствует себя очень нехорошо; нервное потрясение может оказаться смертельным. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Ты помогаешь нам, мы помогаем тебе - первое задание. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Приказ босса: торговец должен выдать снаряжение. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Мы получаем оружие, броню и патроны. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Расположение лагеря засекречено, поэтому выводит из него проводник. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Первый раз в болоте - где цель задания? Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Выживший на вышке позвал на помощь. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Новая ударная волна и контузия. Нажмите на картинку для увеличения.
КПК и война группировок
КПК/PDA выдаёт встроенную карту с деталями заданий, статистику Сталкера, а также текущее состояние дружественных и враждебных группировок. В данном отношении игра была несколько расширена. В первой части Shadow of Chernobyl был список рейтинга Сталкеров, по нему определялось и членство в группировках. В "Чистом Небе" противостояние группировок было расширено: вы отвоёвываете каждую локацию, причём Сталкер может влиять на баланс сил.
![]() |
На карте можно видеть врагов, перемещения и схроны. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
В КПК можно посмотреть текущее состояние войны группировок в локации. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
В общей статистике можно видеть врагов и друзей. Нажмите на картинку для увеличения.
Апгрейд облегчает жизнь
![]() |
Бармен продаёт информацию о скрытых вещах. Нажмите на картинку для увеличения.
На каждой из основных баз есть торговец, который продаёт амуницию, оружие, снаряжение и медицинские препараты. Бармены и лидеры некоторых группировок продают информацию. За небольшую сумму можно разузнать расположение схронов, где могут быть весьма полезные вещи. После покупки информации расположение схрона появляется на карте. На КПК можно прочитать детальное описание, которое часто оказывается полезным.
Каждый выстрел из оружия увеличивает его износ. Чем больше будет износ оружия, тем чаще будет происходить осечка. Что касается брони, то её состояние быстро ухудшается, и после частых битв броня уже ни на что не годна. Впрочем, если у вас есть достаточно средств, то мастер способен всё отремонтировать, вернув первоначальное идеальное состояние.
![]() |
Мастер "Чистого Неба" может ремонтировать броню и оружие. Нажмите на картинку для увеличения.
Самым лучшим нововведением стала система модернизации оружия. Мастер за определённую сумму денег может производить апгрейд. Для некоторых апгрейдов вы должны найти чипы памяти, дающие информацию об апгрейде - чем больше вы их найдёте, тем больше сможет сделать мастер. Некоторые апгрейды выполняются по взаимоисключающим веткам. Например, вы можете выбирать, нужно ли вам увеличить скорострельность или уменьшить отдачу.
![]() |
Апгреды отсортированы по группам; можно выбирать, какой из них сделать. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Так кожаная куртка Сталкера выглядит после апгрейда: Индиана Джонс бы позавидовал. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Апгрейд пистолета для повышения скорострельности; желтым показана модернизация, за которой открывается ветка. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Теперь первоначальное оружие и не узнаешь - апгрейд стоит дорого, однако он весьма полезен. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Аномалии усложняют жизнь
Если вы смотрели фильм "Сталкер", то знаете, зачем нужны стальные болты. Многие аномалии невидимы, они проявляют себя только при движении или на посторонние объекты. Чтобы обнаружить аномалию, в неё нужно кинуть болт. Конечно, если жить надоело, то можно вместо болта использовать Сталкера.
В целом, аномалии стали больше и опасней. Радиация является врагом номер один, а вода практически всегда заражена, так что забудьте о плавании. Радиоактивное заражение со временем слабеет, но времени требуется много. Без водки или уколов, при получении полной дозы радиации вполне можно представиться на свет иной, поскольку вам будут постоянно требоваться еда или медикаменты для пополнения здоровья.
Почему же Сталкер старается приблизиться к аномалиям, если он так хочет жить? Потому что в аномалиях можно найти артефакты, улучшающие определённые уровни защиты. В "Чистом Небе" артефакты поначалу не видны, их требуется аккуратно "нащупывать" детектором. Как только вы приблизитесь к артефакту, его можно взять, после чего нужно стремительно "уносить ноги". Чтобы добавить артефакт, нужно улучшать броню дополнительным слотом. Опять же, апгрейд выполняет мастер.
![]() |
Детектор дико пищит и мигает, но видны лишь небольшие разряды. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Но стоит метнуть обычный болт, как аномалия срабатывает. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Многие аномалии можно определить по искажению окружающего пространства. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Стоит метнуть болт, как небольшие огоньки превратятся в столб огня. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
| Качество графики, 1920x1200, 0AF, 0AA | fps | Процент | Процент |
| Minimum | 71 | 100 | 273 |
| Low | 64 | 90 | 246 |
| Medium | 41 | 58 | 158 |
| High | 33 | 46 | 127 |
| Maximum | 26 | 37 | 100 |
Тесты: меню настройки режима рендеринга (освещения)
Различные
модели освещения позволяют весьма сильно увеличивать
производительность. Даже на максимальном качестве графики с полной
дальностью видимости достаточно уйти от режима освещения DirectX 10 и
перейти на динамическое освещение. Как и в случае в Crysis, вы
потеряете красивые эффекты освещения, такие как солнечные лучи и тени,
но прирост производительности настольно существенный, что он вполне
себя оправдывает на
Тест дождя в разрешении 1920x1200 пикселей. Нажмите на картинку для увеличения.
Визуальные ошибки на Radeon HD 4870. Нажмите на картинку для увеличения.
Если аномалия на дальнем плане создаёт искажения, HD 3870 переносит их и на передний план.
![]() |
Визуальные ошибки на Radeon HD 3870. Нажмите на картинку для увеличения.
С освещением DirectX 10 (расширенное динамическое освещение объектов) у HD 3870 возникают серьёзные ошибки на всех наземных объектах. Но небо, как видим, выводится без проблем. Стоит только перейти на динамическое освещение (DirectX 9), как ошибка исчезает.
![]() |
Визуальные ошибки на GeForce 8800 GTS 512. Нажмите на картинку для увеличения.
При максимальном качестве освещения дождь может привести к появлению мерцающих треугольников. Эта проблема уже возникала в Shadow of Chernobyl, и решалась повторным заданием графических настроек. Но данный способ не заработал в Clear Sky, ошибка оставалась, хотя и проявляла себя не всегда. Лучшим решением было перезапустить игру.
Заключение
"Stalker: Чистое Небо" (Clear Sky) можно назвать Stalker v1.5 с немного изменёнными принципами игры. Главной задачей по-прежнему остались сражение и исследование Зоны. Но улучшения весьма хороши. Местные проводники позволяют быстро перемещаться между лагерями. Аномалии стали более смертельными, а система апгрейда оружия и брони переносит игру на качественно новый уровень шутера. Война между группировками привносит стратегический элемент, хотя всё равно придётся сражаться с врагами, чтобы захватить самые важные базы.
Голосовая озвучка выполнена очень хорошо, причём не только на русском языке: переводы сделаны профессионально. А фоновые звуки действительно могут напугать. Искусственный интеллект врагов был доработан - вы редко сможете устроить засаду на бандитов, рассеяв их на длительное время. Обычно снайперы сразу же бросаются искать себе прикрытие, и если вы попытаетесь обойти стрелка с фланга, враг попытается сделать то же самое. Вра























































